ABC / XYZ анализ

ABC-анализ

ABC-анализ — метод, позволяющий группировать объекты по степени их влияния на общий результат (по важности). Группировать таким образом можно поставщиков, покупателей, ассортимент, складские запасы — всё, что имеет достаточное количество статистических данных. В зависимости от целей проведения АВС - анализа выбираются те или иные параметры анализа. Ассортимент обычно анализируется по двум параметрам: объем продаж и прибыль. Если требуется провести анализ клиентской базы, то в качестве основных параметров выбирается количество продаж, прибыль, выручка. Период анализа (месяц, квартал, год) выбирается индивидуально для каждого предприятия в зависимости от интенсивности, объемов продаж и специфических особенностей товара (услуги).

АВС- анализ основан на правиле Парето, согласно которому 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата. По отношению к ABC-анализу правило Парето может звучать так: надёжный контроль 20% позиций позволяет на 80% контролировать систему.

Результатом проведения АВС-анализа является разделение всех объектов на несколько групп. Наибольшее распространение получило деление на три группы: А, В и С (80%:16%:4%) (процентное соотношение может быть и другим, но подходить к сдвигам границ ABC групп следует с осторожностью).

В системе также широко используется группа D – объекты, которые исключаются из анализа из-за отсутствия или искажения вклада в общие результаты.

Использование АВС-анализа позволяет:

Перед проведением расчётов аналитик должен убедиться, насколько данные хорошо отражают анализируемый процесс или явление.

XYZ-анализ

XYZ-анализ позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от стабильности (равномерности) их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла.

Метод данного анализа заключается в расчете коэффициента вариации, который показывает отклонение измеряемого параметра от среднего значения и выражается в процентах.

Результатом XYZ –анализа является группировка объектов по трем категориям, исходя из стабильности их поведения:

Очень часто XYZ-анализ проводят совместно с ABC-анализом позволяя выделять более точные группы, относительно их свойств.

Совмещенный АВС/XYZ анализ

Наложение результатов XYZ-анализа на данные анализа по методу ABC позволяет сформировать матрицу распределения объекта исследования на девять секторов.

AX BX CX
AY BY CY
AZ BZ CZ

Сочетание АВС и XYZ анализов выявляет безусловных лидеров (группа АХ) и аутсайдеров (СZ).