ABC / XYZ анализ
ABC-анализ
ABC-анализ — метод, позволяющий группировать объекты по степени их влияния на общий результат (по важности). Группировать таким образом можно поставщиков, покупателей, ассортимент, складские запасы — всё, что имеет достаточное количество статистических данных. В зависимости от целей проведения АВС - анализа выбираются те или иные параметры анализа. Ассортимент обычно анализируется по двум параметрам: объем продаж и прибыль. Если требуется провести анализ клиентской базы, то в качестве основных параметров выбирается количество продаж, прибыль, выручка. Период анализа (месяц, квартал, год) выбирается индивидуально для каждого предприятия в зависимости от интенсивности, объемов продаж и специфических особенностей товара (услуги).
АВС- анализ основан на правиле Парето, согласно которому 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата. По отношению к ABC-анализу правило Парето может звучать так: надёжный контроль 20% позиций позволяет на 80% контролировать систему.
Результатом проведения АВС-анализа является разделение всех объектов на несколько групп. Наибольшее распространение получило деление на три группы: А, В и С (80%:16%:4%) (процентное соотношение может быть и другим, но подходить к сдвигам границ ABC групп следует с осторожностью).
- Группа А - незначительное число объектов (~10%) с высоким уровнем удельного веса по выбранному показателю.
- Группа В - среднее число объектов (~20%) со средним уровнем удельного веса по выбранному показателю.
- Группа С - большое число объектов (~70%) с незначительной величиной удельного веса по выбранному показателю.
В системе также широко используется группа D – объекты, которые исключаются из анализа из-за отсутствия или искажения вклада в общие результаты.
Использование АВС-анализа позволяет:
- выделять небольшое количество самых значимых объектов для сосредоточения внимания именно на них;
- более эффективно использовать имеющиеся временные и человеческие ресурсы для получения лучшего общего результата;
- производить управление несколькими группами сходных по некоторому признаку объектов, а не самими объектами, которых может быть многие тысячи;
- быстро анализировать текущую ситуацию в малознакомой ситуации и выявлять не эффективные объекты управления.
Перед проведением расчётов аналитик должен убедиться, насколько данные хорошо отражают анализируемый процесс или явление.
XYZ-анализ
XYZ-анализ позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от стабильности (равномерности) их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла.
Метод данного анализа заключается в расчете коэффициента вариации, который показывает отклонение измеряемого параметра от среднего значения и выражается в процентах.
Результатом XYZ –анализа является группировка объектов по трем категориям, исходя из стабильности их поведения:
- Категория X — ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 15 %;
- Категория Y — ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации — от 15 до 35 %;
- Категория Z — потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации — свыше 35 %.
Очень часто XYZ-анализ проводят совместно с ABC-анализом позволяя выделять более точные группы, относительно их свойств.
Совмещенный АВС/XYZ анализ
Наложение результатов XYZ-анализа на данные анализа по методу ABC позволяет сформировать матрицу распределения объекта исследования на девять секторов.
AX | BX | CX |
AY | BY | CY |
AZ | BZ | CZ |
Сочетание АВС и XYZ анализов выявляет безусловных лидеров (группа АХ) и аутсайдеров (СZ).