Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM)
Система управления заказами на продажу
Заказ
Предложение покупателя, потребителя изготовить, поставить, продать ему продукцию, товар определенного вида и качества или выполнить работу, оказать услуги.
Форма документа включает следующие реквизиты:
- Заказчик. Указывается полное наименование клиента. Обязательно для заполнения. Выбирается из справочника с использованием компонента "Контрагенты";
- Предв. резерв. Признак предварительного резервирования устанавливает специальный статус заказа. Такой заказ предназначен не для немедленного исполнения, а для резервирования товара (сырья);
- Доставка. Признак необходимости обеспечения доставки заказа транспортом продавца. При наличии действующего договора с Заказчиком с условиями поставки транспортом продавца (DDP), признак проставляется автоматически и не подлежит редактированию. В дальнейшем признак автоматически проставляется при оформлении счета с условиями поставки транспортом продавца (DDP) или специального указания "Обеспечить доставку";
- Срок поставки, до. Указывается желаемая дата поставки товара, определенная заказчиком. Если не указана - подразумевается, как можно быстрее. При доставке транспортом продавца говорит о возможности доставки в любое время до указанной даты (возможно с дополнительным предварительным согласованием с клиентом);
- Дата доставки. При наличии признака доставки указывается конкретная согласованная дата доставки товара. Если не указана - устанавливается менеджером по логистике при планировании доставок;
- Адрес доставки. Указывается адрес доставки из справочника или разовый адрес. Для ввода разового адреса отметьте признак "разовый" и сохраните документ. Переход к редактированию справочника адресов доставки осуществляется через действие "Информация по контрагенту" (форма просмотра сведений о контрагенте -> закладка Реквизиты -> Адреса доставки -> Редактировать).
- разовый. Открывает поле для ввода адреса доставки, который актуален только для текущего документа. Для того чтобы признак начал действовать, необходимо сохранить документ. По умолчанию признак выключен, то есть используется справочник адресов доставок;
- Скидка/Надбавка. Открывает соответствующее поле для редактирования в товарной части документа. По умолчанию - нет, без скидки/надбавки;
- Редактировать НДС. Открывает соответствующее поле для редактирования в товарной части документа. По умолчанию - стандартная ставка НДС для каждой позиции номенклатуры;
- Валюта. Указывается валюта заказа. Обязательно для заполнения. Выбирается из справочника с использованием компонента "Валюты". По умолчанию установлена стандартная валюта. Поле доступно для редактирования в документе с незаполненной товарной частью;
- Сумма с НДС. Рассчитываемое поле - Общая стоимость товаров по заказу с НДС;
- Доп. инфо. Дополнительная информация по заказу;
- Принял. Информационное поле с фамилией сотрудника, принявшего и передавшего заказ менеджеру;
- Менеджер. Фамилия сотрудника, принявшего заказ или менеджера, которому передали этот заказ;
- Статус. Статус заказа формируется системой, в результате различных действий над самим документом или связанными документами;
- Товарная часть. Указывается перечень заказанных ТМЦ. Основные правила заполнения товарной части описаны здесь.
Состояние готовности
Состояние готовности к отгрузке вычисляется по каждой позиции и представляет собой информационную запись, выделенную определенным цветом в зависимости от характера влияния на возможность отгрузки. Белый фон, обычное состояние - требуемое количество имеется в наличии на складах готовой продукции или может быть произведено в установленный срок. Дополнительно отображается запланированная или вычисляемая минимально возможная дата производства. Голубой фон - позиция уже отгружена. Оранжевый фон - товар есть, но не на СГП, требуется дополнительная проверка. Красный фон - ошибка, товара нет и произвести его в срок невозможно или система не может создать производственные документы вследствие отсутствия сырья или рецептов.
После исследования каждой позиции определяется состояние готовности по всему заказу в целом. Возможные варианты:
- товар готов к отгрузке;
- дата готовности заказа определена;
- невозможно определить дату готовности или выполнить заказ.
Доступные действия:
- Сохранить - сохранение документа со статусом 'Новый';
- Принять заказ - сохранение документа со статусом 'Подтвержден'. При этом может быть указан менеджер отдела по работе с клиентами, которому будет отправлено сообщение о принятии в работу нового заказа;
- Передать менеджеру. Действие доступно если сотрудник, принявший заказ не является менеджером Заказчика;
- Выписать счет;
- Аннулировать;
- Закрыть частично отгруженный заказ.
Наиболее предпочтительным способом создания заказа является использование формы "Поиск товаров", кроме того заказ может быть создан из заявки, скопирован из другого заказа или через действие "Заказы -> Новый заказ". По заказу производится резервирование требуемого количества товаров по каждой записи из товарной части документа, при этом система показывает свободный остаток товара с учетом текущего заказа. Резервирование снимается при выполнении или аннулировании заказа.
В случае отсутствия товара на складах, возможно создание заявки в производство. Заявка в производство увеличивает свободные остатки товаров на количество производимой продукции, а также резервирует требуемое для производства сырье. Заявка в производство может быть сформирована автоматически или вручную. Для более подробной информации смотрите описание заявки в производство. Наиболее предпочтительный способ создания заявки в производство вручную, использование иконки в колонке "Производство" при просмотре сведений о заказе (действие "Предварительная комплектация").
Порядок изменения заявки в производство при изменении количества в позиции заказа
Если у заявки в производство нет связанного производственного задания, или производственное задание не запланировано, то заявка в производство изменяется автоматически без дополнительных условий, иначе порядок изменения зависит от направления изменения количества в позиции. Если количество в заказе увеличивается, то старая заявка в производство и производственное задание остаются без изменений, и автоматически создается новая заявка в производство. В дальнейшем, при необходимости, документы могут быть консолидированы.
Если заказываемое количество уменьшается - система не позволит выполнить действие без вмешательства менеджера производственной логистики (ПЛ). Менеджер по продажам получит сообщение-ошибку системы: «Существующая заявка в производство не может быть изменена автоматически!» и любым удобным способом должен сообщить о проблеме менеджеру ПЛ. Если по каким-либо причинам уменьшать количество в позиции нецелесообразно – процесс изменений завершается (то есть количество не меняется). Для менеджера ПЛ, самый простой способ разрешить изменения – очистить дату производства в производственном задании. Если этого сделать нельзя, необходимо выполнить действие «Разрешить уменьшить заказ» в форме заявки в производстве. После того как менеджер ПЛ выполнит любое из этих действий, менеджер по продажам может безопасно изменить количество в заказе.
Внимание!!! Если связанное производственное задание является элементом иерархической структуры заданий, при изменении количества в позиции заказа будет удалена вся структура заданий и заявок. Скорее всего, эта структура устарела, и на ее месте, при необходимости, будет создана новая иерархия.
Поиск товаров
Форма предназначена для удобного и быстрого поиска товаров, отвечающих указанным критериям, просмотр основной информации по ним и добавление в "Корзину покупателя (заказ)".
Форма состоит из четырех основных областей:
Поиск товаров
Поиск товаров можно осуществлять по следующим критериям:
- на закладке "Простой поиск":
- Артикул - строка без учета регистра по условию "начиная с...";
- Цвет - выбор цвета с использованием компонента "Цвет";
- Длина, м;
- Ширина, мм;
- Строка поиска - выбор товара с использованием компонента "Товар";
- CheckBox "Показывать нулевые остатки" - определяет, будут ли в списке найденных товаров отображены товары, у которых остатки равны нулю. Это очень полезно при наличии производства на заказ. По умолчанию товары, у которых остатки равны нулю, не отображаются.
- на закладке "Расширенный поиск":
- Наименование - строка без учета регистра по условию "входит в...";
- Функциональное имя - выбор функционального имени товара с использованием компонента "Функциональное имя";
- Применение - выбор применения товара с использованием компонента "Применение объекта";
Для поиска, укажите требуемые критерии и нажмите кнопку "Поиск". Для того чтобы обнулить все критерии поиска нажмите кнопку "Очистить". Для поиска используются только критерии, указанные на активной закладке. Все критерии, указанные на неактивной закладке обнуляются. Исключение составляет только условие "Показывать нулевые остатки", оно продолжает действовать на закладке "Расширенный поиск". Все критерии поиска объединяются по условию "И".
Список товаров
Таблица для отображения списка товаров включает следующие колонки:
- Наименование - наименование товара, с возможностью просмотра всех сведений о товаре; в отдельной форме. В этой форме при необходимости можно создать новый товар с небольшими отличиями от выбранного;
- Артикул;
- ЕИ - основная единица измерения;
- Склад - остатки товара на всех складах, включая склады ОХ;
- Свободные - остатки товара на складах - минус резерв по заказам;
- Остатки - доступные остатки, то есть остатки товара на всех складах с учетом товаров в пути, резервов по заказам и производства;
- Цена ед. без НДС, руб. - цена за единицу товара в текущей валюте без НДС;
Таблица не предназначена для подбора товара путём просмотра страниц и специально ограничена пятью информативными строками. Кроме того, если указанным критериям отбора соответствует более 100 товаров (более 20 страниц), вывод списка блокируется. В этом случае, и в любых других, пользуйтесь возможностью быстрого просмотра всего списка, доступного по нажатию кнопки "Печать списка". В дальнейшем Вы можете напечатать список или скопировать его, например, в Microsoft Excel для дальнейшего изучения или путем несложных математических расчетов определить на какой странице находится интересующий Вас товар или, что самое правильное, оптимизировать Ваш запрос.
Основное назначение списка товаров - информирование пользователя о доступных остатках товара и переход к добавлению товара в заказ. Для открытия области информации по товару и добавления в заказ нажмите ссылку в колонке "Остатки". При этом выбранный товар в списке выделяется цветом.
В случае любых проблем с поиском товара или сомнений в возможности его производства и прочее, Вы можете заполнить текстовую информацию о контакте (действие "Новый контакт" в области информации по текущему заказу).
Дополнительная информация по товару и добавление в заказ
Дополнительная информация по товару включает:
- полную расшифровку количества остатков;
- склады, на которых размещается товар;
- базовые цены продажи с НДС в валюте цены продажи и валюте по умолчанию. Впоследствии Вы можете установить цену продажи в валюте по умолчанию для конкретного клиента (в соответствии с правилами принятыми в компании) в форме редактирования заказа;
- информация о минимальной цене (если установлена);
- информация о минимальной партии (количестве в упаковке).
Добавление товара в "Корзину покупателя (заявку/заказ)" производится нажатием на кнопку "Добавить в заявку", предварительно указав количество единиц товара. По умолчанию система устанавливает количество единиц товара равное единице. Впоследствии Вы можете изменить количество товара в форме редактирования заказа.
При добавлении первого товара в заказ, вы можете выбрать валюту, которая будет установлена в качестве текущей валюты заказа.
Информация по текущему заказу (заявке)
Информация по текущему заказу (заявке) включает:
- Наименование контрагента. Устанавливается на домашней странице менеджера по продажам или в дальнейшем в форме редактирования заказа;
- Текущее количество наименование товаров в заказе. Если количество равно 0 - заказ пуст. Перед началом работы с новым клиентом убедитесь, что заказ пуст. Если Вы ранее добавляли товары в заказ, но не оформляли его, заказ может быть не очищен автоматически. Для очистки выполните действие "Очистить";
- Текущая валюта заказа. Для того чтобы изменить текущую валюту, очистите заказ и установите нужную валюту при добавлении в заказ первого товара;
- Предварительная общая стоимость заказа с НДС в текущей валюте.
После завершения добавления товаров в заказ переходите к оформлению заказа (действие "Оформление заказа").
Вы можете нажать на кнопку "Оформление заказа" в любое время при общении с клиентом, например для того, чтобы увидеть общую картину текущего заказа и затем вернуться назад, чтобы продолжить добавлять товары. Но в этом случае не нужно сохранять заказ! Если Вы это сделаете - текущий заказ очиститься, и, Вы не сможете более добавлять товары в заказ с использованием формы. Разумеется, в форме редактирования заказа Вы сможете продолжить работу.
Действие "Новый контакт" предназначено для заполнения любой текстовой информации, которую необходимо зафиксировать при общении с клиентом. В дальнейшем эта информация будет изучена ответственным лицом и принято соответствующее решение.
Cчет (cчёт-фактура)
Счёт-фактура - документ о стоимости товаров, выполненных работах или оказанных услугах, выставляемый (направляемый) продавцом (подрядчиком, исполнителем) покупателю (заказчику). Выставляется после согласования стоимости. Счёт-фактура может являться основанием для оплаты (расчёта).
Формируется из заказа. В целях автоматизации и ускорения заполнения счетов применяются шаблоны. По умолчанию в системе предусмотрен стандартный шаблон (предоплата, для розничной торговли, транспорт покупателя, действителен в течение 5 рабочих дней). При необходимости администратор системы может изменить стандартный шаблон в соответствии с потребностями компании (действие "Администратор -> Шаблон счета"). Сведения из шаблона будут использованы при создании нового счета (при отсутствии прочих условий). Следующим уровнем при создании счетов является контрагент. При наличии действующего договора с контрагентом в счете будут использованы условия оплаты и поставки указанные в договоре. При наличии нескольких договоров - из выбранного договора. При отсутствии договора, система будет искать шаблон счета для контрагента. Шаблон счета для контрагента создается автоматически при указании в счете условий отличных от стандартного шаблона. Изменить существующий шаблон счета для контрагента можно в карточке контрагента. Таким образом, в большинстве случаев при создании нового счета редактирование не потребуется, однако если в счете необходимо указать условия оплаты и поставки отличные от шаблона счета для контрагента, выполните действие "Изменить условия". В общем виде условия для счета задаются следующим образом:
- уникальные условия для счета;
- шаблон счета для контрагента или условия указанные в договоре;
- стандартный шаблон для компании;
- шаблон счета по умолчанию.
В целях упорядочивания работы со счетами желательно проставлять статус счета "Отправлен(выдан) клиенту". При этом доступ к документу, а также заказу для которого был сформирован счет, в режиме редактирования запрещается.
При необходимости (но до поступления оплат) документ можно аннулировать, при этом появляется возможность сформировать новый счет из заказа.
Срок оплаты счетов с предоплатой равен 5 банковских дней. Если предоплаты нет, и есть заявка в производство - заявка стартуется со сроком выполнения 3 рабочих дня. Если заявки в производство нет - заказ готов к отгрузке.
Смотрите также разноска оплаченных сумм по счетам.